Содержание материала

Глава 11

Вольные упражнения

11.1. Характеристика вольных упражнений

Вольные упражнения — это комбинации разнообразных гимнастических и акробатических элементов, логично связанных между собой по законам композиции.

В содержание вольных упражнений для начинающих включаются доступные ОРУ, простые элементы художественной гимнастики. В отличие от комплексов оздоровительной гимнастики, где каждое упражнение выполняется многократно, в вольных упражнениях, как правило, упражнения не повторяются.

Существенное отличие вольных упражнений от комплексов ОРУ — слитность всех движений, объединенных композиционно в единую комбинацию, которая должна выполняться в соответствии с принятым в гимнастике стилем и оценивается по качеству исполнения. В связи с этим особое значение имеет сочетание движений с музыкой.

В спортивных видах гимнастики вольные упражнения выполняются на специальном ковре — настиле размером 12x12 м и включают в себя акробатические элементы и соединения, прыжки, равновесия, повороты, перемахи ногами, движения хореографиче- -ского характера, элементарные движения частями тела и позы.

Вольные упражнения в начальной подготовке гимнастов могут носить спортивный или учебный характер. Вольные упражнения в спортивных видах гимнастики — это твердо установленные комбинации классификационной программы (обязательные упражнения) и произвольные композиции — комбинации, составляемые индивидуально в соответствии с требованиями правил соревнований.

Начинающие спортсмены могут соревноваться также в выполнении вольных упражнений, состоящих из элементов, типичных для гигиенической или производственной гимнастики. Подобные комбинации выполняются индивидуально или группой. В групповых вольных упражнениях оценивается не только качество исполнения, точность движений, ритмичность, но и согласованность движений всех участников, общий замысел композиции, оригинальность построений и перестроений участников. Примером групповых упражнений могут служить выступления со своими композициями целых классов общеобразовательных школ, вплоть до участия во всесоюзных соревнованиях «Старты надежд», соревнования представительниц женской гимнастики — разновидности основной гимнастики для женщин, конкурсы групп ритмической гимнастики. Вольные групповые упражнения являются неизменной составной частью содержания массовых физкультурных праздников, проводимых на стадионах, площадках, в парках.

Велико значение вольных упражнений в овладении школой движений, в воспитании физических качеств: силы, быстроты, выносливости, подвижности в суставах, ловкости. В условиях более

простых и естественных, чем при упражнениях на снарядах, гимнасты получают представления о таких характеристиках движений, как направление, амплитуда, темп, ритм, силовые оттенки, точность положений тела и его частей, чистота линий, осанка, пластичность и выразительность.

С этой целью, особенно на этапе начальной спортивной подготовки и в занятиях основной гимнастикой, применяются учебные комбинации вольных упражнений. Это небольшие комплексы различной сложности, используемые е целью развития координации движений, создания двигательной базы для последующего овладения более сложными упражнениями, развития творческих способностей занимающихся. В каждом занятии преподаватель может предлагать занимающимся комплекс несложных для запоминания и в техническом отношении движений в новом сочетании. Как правило, это комбинации на 8, 16, 32 счета, которые должны выполняться слитно, без остановки, под счет или музыку Благодаря серии таких занятий занимающиеся овладевают значительным объемом движений и способами их соединения.

В занятиях со спортивной направленностью учебные комбинации должны составляться из элементов разных структурных групп. В дальнейшем из таких «заготовок» будут создаваться произвольные упражнения.

11.2. СОДЕРЖАНИЕ ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Содержание вольных упражнений в сравнении с другими видами гимнастических упражнений весьма многообразно. Это обусловлено большим количеством простых и сложных движений и практически неограниченной возможностью их сочетания.

В содержание вольных упражнений начальной подготовки входят элементы различных групп. Приведем примеры основных и наиболее распространенных движений и поз (динамических и статических упражнений).

Упражнения статического характера. Элементарные положения рук: вперед, в сторону, вверх, перед грудью, за голову, к плечам, на пояс, за спину; асимметричные положения — одна рука вперед, другая в сторону; одна вверх, другая на поя« и т. п.; положения рук в промежуточных направлениях: руки вверх-в стороны, впе-ред-в стороны; скрестно перед грудью.

Элементарные положения ног- основная стойка, полуприсед, присед, стойка на носках, стойка ноги врозь; стойка на одной (другая на носок или поднята вперед, назад, в сторону); стойка на коленях, широкая стойка ноги врозь (о наклоном), выпады вперед, назад, в сторону.

Смешанные упоры, седы: упор лежа (лежа на бедрах), упор лежа боком (ноги врозь), упор на предплечьях, сидя на пятках, стоя на коленях (на одном колене), присед (на одной, другая в сторону, назад); сед с наклоном, с захватом ног, ноги врозь, углом, на пятках, полушпагат, шпагат, мост, стойка на лопатках.

Равновесия на ногах: стойка на носке (другая нога вперед, назад, в сторону), равновесие на одной («ласточка»), фронтальное равновесие с захватом, боковое равновесие, «арабеск», «атитюд». Равновесия на руках: стойка на руках, стойка на голове, стойка на голове и предплечьях, горизонтальный упор на локте, угол, высокий угол, упор ноги врозь вне.

Упражнения динамического характера. Элементарные движения руками имеют массу разновидностей, связанных со способами выполнения: по степени участия в движениях звеньев рук — движения кистями, предплечьями, всей рукой; по форме движений: поднимания, опускания, круговые движения, сгибания, разгибания, повороты, хлопки, волны, захваты, скрещения; направлению: однонаправленно, разнонаправленно, вперед, назад, в сторону, в промежуточных направлениях, симметрично и асимметрично; по характеру движений во времени: одновременно, разновременно (поочередно, последовательно), равномерно (в одном темпе), неравномерно (с ускорением, с замедлением), быстро, медленно; по степени мышечных усилий: плавно, резко, силой, расслабленно.

Такие же большие возможности имеются для разнообразных движений ногами и другими частями тела, а также для их сочетания.

Хореографические элементы вольных упражнений характерны позициями рук, ног, стилизацией движений в соответствии с принятыми в хореографии правилами. Основные группы хореографических элементов — передвижения и прыжки.

Передвижения: шаги — приставной, переменный, вальса, русский, галопа вперед и в сторону, польки, мазурки, танца «модерн»,

пробежка.

Прыжки: на месте (ноги врозь, согнувшись, согнув ноги назад), согнув ногу коленом наружу; со взмахом ноги вперед, назад, в сторону. То же с поворотом на 90—360°; то же с продвижением вперед, назад, в сторону; перекидной прыжок с шага; прыжок шагом; шпагатом; со сменой положения ног; подбивной вперед, назад, в сторону; кольцом; полушпагатом; прогибаясь, то же в сторону. В число основных элементов вольных упражнений различной спортивной сложности входят многочисленные элементы акробатического и гимнастического характера.

Акробатические прыжки и перевороты: переворот вперед, назад, в сторону; вперед с опорой головой и руками; сальто вперед и назад в группировке. Темповой подскок (вальсет) и темповой прыжок с рук на ноги (курбет), темповой переворот с поворотом кругом (рондат).

Перекаты и кувырки: перекат через грудь со стойки на руках в упор лежа; перекат вперед со стойки на руках в сед и со вставанием ноги врозь или вместе; кувырки вперед, назад в группировке; кувырок вперед с прыжка; кувырок назад из седа в стойку на руках. Перемахи ногами: из упора лежа перемах боком или ноги врозь в упор лежа сзади; из упора присев на одной, другая в сторону, круг ногой; из упора лежа перемах одной с поворотом кругом в упор лежа сзади.

Повороты: на носке на 180—720° (другая нога назад, в сторону, согнута вперед), переступанием на носках на 360—1080°, кругом скрестно; на 180—360° прыжком, в равновесии на 90—180°, в приседе на одной; повороты в стойке на руках на 45—360° в упор лежа. Вольные упражнения в основной, спортивной и художественной гимнастике выполняются также и с различными предметами: мячами, палками, скакалками, булавами, легкими гантелями, обручами и т. д. Владение предметом развивает координацию движений. Упражнения с предметами предполагают координацию движений в связи с формой, фактурой, объемом и весом предмета. При этом приобретается умение управлять движениями кистью, что имеет прикладное значение, так как связано с повседневными трудовыми и бытовыми навыками.

11.3. ОБУЧЕНИЕ ВОЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ

Обучение вольным упражнениям в начальной подготовке гимнастов сводится к овладению школой движений и отдельными более сложными элементами, а также к освоению учебных и спортивных комбинаций. Овладение школой движений происходит в течение всего начального этапа занятий гимнастикой и сводится к детальной отработке основных положений тела и его частей (основная стойка, стойка ноги врозь, на коленях, смешанные упоры, седы, выпады, наклоны и т. п.), а также движений и перемещений в основных и промежуточных направлениях.

Особое внимание необходимо обращать на точность исходных и конечных положений, на положение головы, кистей, стоп; на соответствие движений принятым в гимнастике стандартам. В связи с этим очень помогает выполнение движений перед зеркалом, а также в парах с поочередным ассистированием и исправлением ошибок партнером.

При освоении движений с большой амплитудой целесообразно сначала выполнять их в V4, V2 возможной амплитуды, а затем уже с максимальной или требуемой.

Освоение изолированных простых движений с доведением качества их исполнения до необходимого уровня должно сочетаться с разучиванием несложных учебных комбинаций, состоящих из этих движений.

Освоение простых учебных комбинаций целесообразно проводить в подготовительной части занятий. Сначала отдельные движения, входящие в комбинацию, выполняются многократно с целью разминки. После этого тренер предлагает соединения из этих движений на 4, 8, 16 счетов.

Постепенно от занятия к занятию приступают к овладению более сложными элементами вольных упражнений. Для этого используется время основной части занятий. Разучиваются повороты, равновесия, стойки на руках, движения волной, прыжки, акробатические элементы, комбинации классификационной программы.

Наибольшую сложность при этом представляет не запоминание последовательности движений, а само овладение элементами и их соединениями. При этом необходимо использовать различные приемы обучения по частям и в целом, подводящие упражнения, подсобные снаряды, устройства, тренажеры: акробатическую дорожку желательно эластичную,) трамплинные мостики, поролоновую яму в сочетании с батутом, маты, подвесные и ручные лонжи (пояса для страховки), хореографический станок или гимнастическую стенку, зеркало.

Особая роль отводится музыке, организующей движения, придающей им колорит, ритмичность, законченность. Вольные упражнения в сочетании с музыкой являются прекрасным средством эстетического воспитания. Наиболее употребительны музыкальные размеры 2/4, 3/4 (для женшин — вальс, мазурка, полька, танец «модерн»; для мужчин — гавот, вальс, марш, «модерн»).

При разучивании упражнений целесообразно делать паузы в конечных положениях, которые одновременно являются и исходными для следующих движений. Во время паузы гимнасты должны уточнить положения тела и его частей. Разучив части вольных упражнений с входящими в них сложными элементами, их соединяют в общую комбинацию. Выполнением упражнений в целом и в нужном темпе завершается период освоения. Тренировка в вольных упражнениях в целом должна сочетаться с выполнением их по частям с целью совершенствования техники движений и их выразительности. Количество повторений вольных упражнений целиком в одном занятии преподаватель определяет в зависимости от задач, памятуя, что при этом воспитывается одно из важных •физических качеств —выносливость.

11.4. КОМПОЗИЦИЯ ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Составление комплексов учебных комбинаций, спортивных вольных упражнений (произвольная программа), а также групповых упражнений для показательных выступлений требует от преподавателя и тренера знаний, умений и навыков в области композиции. Под композицией следует понимать как определенное сочетание, последовательность, взаимосвязь всех элементов и частей вольных упражнений в единое целое, так и сам процесс их создания.

Составление учебных комбинаций с учетом закономерностей композиции является хорошей школой начинающего тренера. Составляя комплексы каждому ученику или к очередному занятию для всей группы, тренер имеет возможность опробовать самые различные варианты композиции. Рекомендуется создавать учебные композиции, дающие занимающимся представления о закономерностях сочетания движений, их многообразии. К примеру, чередование простых движений может показать проявление закона нарастания: и. п. — упор присев. 1. Руки в стороны. 2. И. п. 3. Встать, руки в стороны. 4. И. п. 5. Встать, руки вверх. 6. Руки вниз. 7 Прыжок, руки вверх. 8. О. с.

Постепенное наращивание амплитуды движений (при маховых движениях, выпадах, прыжках и т. п.), их скорости (одно и то же движение на 4,2 и 1 счет) является проявлением этой закономерности композиции.

Эффектны движения, построенные на контрасте. Даже очень простые упражнения с учетом этой закономерности выглядят более зрелищно. Например, и. п. — о. с. 1—2. Медленно дугами наружу руки вверх. 3. Быстро упор присев. 4. Прыжком в упоре присев поворот направо, голову наклонить вперед. 5. Быстрый выпад вперед, руки вниз. 6—7. Медленно руки вперед и в стороны. 8. Быстро приставляя ногу, упор присев.

Закон контраста основан на чередовании быстрых и медленных движений, перемещений вверх и вниз, вправо и влево и т. п. Контрастен и быстрый переход от силовых движений к расслаблению.

Композиции произвольных упражнений спортивного характера создаются по подобию обязательных программ: определяется количество и содержание трудных элементов, которые в соответствии с правилами соревнований необходимо включить в комбинацию данного разряда. Затем определяется последовательность их выполнения. Эти элементы соединяются с помощью более простых движений по законам композиции. При этом определяется начало, середина и концовка упражнений. Наиболее трудные части, особенно с включением акробатических элементов, выполняются по диагоналям и сторонам площадки. Графическое изображение (линии — схема передвижений) с указанием элементов на линиях значительно облегчает эту работу. Более сложно составлять вольные упражнения под музыку. В этом случае рекомендуется подобрать соответствующую музыку, имеющую четкую структуру, и укладывать соединения движений и элементов на музыкальные фразы (см. гл. 28). При составлении произвольных упражнений тренер должен учитывать склонности учеников, их сильные стороны и качества и как можно активнее привлекать их к совместному творчеству. Упражнения девочек и женщин должны отличаться большей пластичностью, танцевальностью. Вольные упражнения для детей рекомендуется делать тематическими (пионерские темы, «ГТО», воен-но- патр иотические).

Композиция групповых вольных упражнений имеет свои особенности, что обусловлено большими возможностями сочетания действий одних учеников с действиями других. Несложные перестроения группы в колонны, шеренги, размыкания и смыкания, выполненные в сочетании с поворотами, движениями руками, могут составлять содержание простых групповых композиций. Разбивка на пары, тройки, плотный строй, круговые построения позволяют использовать совершенно иные приемы показа движений, чем при индивидуальных упражнениях.

В частности, только в групповых композициях можно показать волну — последовательное включение в движение участников выступлений (к примеру, в плотном строю наклоны или приседания g отставанием от движений рядом стоящего на один счет, на определенную часть амплитуды и т. д.)

В групповых упражнениях с участием гимнастов разного пола рекомендуется использовать приемы контраста с одновременным выполнением отличающихся друг от друга «мужских» и «женских» движений. Варианты такого приема разные: мужчины встают из приседа, женщины приседают; мужчины приседают, женщины выполняют равновесие; мужчины делают стойку на голове, женщины — выпад, руки в стороны и т. д. Групповые вольные упражнения — одна из основных частей гимнастических выступлений на школьных праздниках, физкультурных парадах, спартакиадах (см. гл. 21).